Синхронизация: миф или реальность?

Обновлено: 7 сент.

Воронеж +35, Тула +21, Югра +8, Воркута –8, и вроде бы речь идёт о температуре за окном, которой делились с нами участники. Но очень наглядно видно, насколько в масштабе нашей страны разнится климат, в том числе и в образовательных организациях.

Как синхронизироваться в достаточно жёстких ограничениях, которые притягивают к себе основной фокус внимания? Какие функции в решении задач синхронизации призваны взять на себя региональные органы исполнительной власти в сфере образования? И какая роль принадлежит командам колледжей, техникумов?


На эти вопросы ответила руководитель Центра методического сопровождения среднего профессионального образования ИРПО Макеева Галина Анатольевна:


1. Экономика требует от колледжей всестороннего быстрого взросления студентов с наличием различного рода компетенций, и это давление будет только возрастать. И ожидает от него высокой производительности и квалификаций на стыке рабочих профессий и образования

2. Колледжи в условиях глобальной изменчивости экономики станут лучшей площадкой для вывода молодежи на рынок труда и смогут предложить для них гибкую и эффективную траекторию развития

3. Основные требования к действиям колледжа, который обязан и призван синхронизировать свои действия с окружающей экономикой и работодателями, прописаны не в должностных инструментах руководителя, а прописаны во ФГОСах и требованиях к реализации ОПОП. Поэтому руководитель должен создавать организационно-технические, материальные, финансовые и прочие условия для того, чтобы организовывать образовательную деятельность в своём колледже.

4. В текущей ситуации миссия колледжа не только в заключении сети партнёрств с максимальным количеством компаний, но и в создании рынка трудоустройства выпускников своих программ.



Научный руководитель программы Сергей Сергеевич Гиль прокомментировал:


Озвученные выше тезисы для руководителей как условия задачи, которую нам предстоит решить. В течение августа мы набираем те условия, в которых нам нужно управлять опережающим развитием. Поэтому требуется осознать все разрывы, трудности и болевые точки, чтобы дорожная карта команд была не «лоскутным одеялом», а тем инструментом, с которым вы будете понимать, где находятся ваши дефициты, в чём ваши преимущества, какими источниками необходимо наполнить дефициты и как нарастить свои преимущества и источники существования.


Для того, чтобы более наглядно увидеть, где именно происходит разрыв между заказчиками и образовательными организациями, были приведены результаты ежегодного межрегионального исследования группы проектов «Источники и барьеры на пути кадрового партнерства бизнеса, колледжей и молодых профессионалов». Участниками исследования стали:

  • 2051 компания малого, среднего и крупного бизнеса

  • 1895 преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования

  • 14019 студентов 1 - 4 курсов

Исследование показало, что компании, точно так же, как и колледжи, ищут интересных партнёров. У большинства работодателей преимущественно предметный подход и желание убедиться, что образовательная организация – солидный, надёжный и качественный партнёр. Поэтому сначала компании направляют своих мастеров, чтобы дать первичную оценку, затем запускают систему оценки для студентов и только после этого строят логику практического обучения и переходят к прочим вопросам. Если говорить про запросы, к кадровой подготовке, то ещё в 2020 году звучали Soft Skills, сейчас это изменилось и максимальный фокус на Hard Skills. Прогноз показывает, что эта тенденция будет только возрастать в условиях неопределённости. Мягкие навыки будут всё так же необходимы, но для переобучения и мобильности. Большой запрос на проектную деятельность.


Многие компании уже имеют опыт в сотрудничестве с образовательными организациями, понимают их язык и позитивно относятся к совместным/партнерским образовательным программам. Бизнес практичен в своей трактовке предназначения образовательных программ; выбирает компоненты, которые обладают преимущественными возможностями для практического освоения молодыми профессионалами реалий профессий; одинаково высоко оценивает всё, что может повлиять на приобретение практического профессионализма в годы обучения.


Ожидания преподавателей к кадровому партнерству с бизнесом значительно выше, чем те же ожидания со стороны бизнеса. Стороны располагают широкими, неиспользованными возможностями для синхронизации действий в подготовке кадров. В то же время необходим диалог для согласования того, как преподаватели, компании и студенты трактуют содержание шагов для настройки кадрового партнерства. Преподаватели транслируют высокую удовлетворенность имиджем и привлекательностью профессии - до 90%. Эту позицию в бизнесе разделяют почти 80% представителей компаний. Обе стороны готовы и ориентированы на сотрудничество для повышения привлекательности профессий. Позитивный потенциал отношения к возможностям повышения привлекательности профессий высок даже на фоне 10% ответов о том, что более ничего сделать нельзя.


Подробнее об интересных форматах синхронизации в образовательных организациях рассказывала Лебедева Светлана Александровна, заместитель директора по инновационной деятельности и предпринимательскому образованию Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа им. М.З Гнездилова. Основа её подхода к развитию студентов не в воспитательной работе, а за счёт совместных действий. Для обеспечения синхронизации воспитательного процесса с запросами кадровых партнёров Светлана отметила важность доброжелательного пространства для постоянного общения и нетвокинга, личного и профессионального самовыражения студентов в профессии. Кроме того, достижению этой цели способствует насыщение образовательного процесса форматами, событиями, ценностями, значимыми для всех студентов, преподавателей и работодателей. Большое внимание уделяется обеспечению целевой профориентации и HR брендингу по ключевым профессиям с участием больших групп школьников и компаний.