Бархатный сезон управленческих команд

С 14 по 17 сентября проходил очный модуль программы “Управление опережающим развитием”, который собрал более 400 участников из 70 регионов России. Организаторы сознательно совместили даты очной встречи руководителей колледжей и региональных органов управления образования с событиями международного Конгресса-Форума “Молодые профессионалы”.


Выдержала ли четырёхдневная программа "с 9 до 18" конкуренцию с Сочи, солнцем, морем? Об этом расскажем в нашей статье.

Каждый колледж развивается в трёх измерениях: регион, отрасль, страна. Во время онлайн встреч в августе мы подробно разбирали первую составляющую, и команды сконструировали первые версии дорожных карт опережающего развития.


В ходе четырёх дней интенсива участникам предстояло:

  1. “Выйти” за пределы региона, выбрать в диалоге с коллегами доказано эффективные практики, определить задачи развития, диктуемые отраслями.

  2. Отделить “свои” - управленческие приоритеты от “исполнительских задач”, которые важно передать своей команде.

Мы, разработчики, подготовили для коллег насыщенный набор форматов, игр, неформальных тренингов, чтобы поддерживать в высоком ресурсном состоянии одну из главных компетенций руководителя - быть заказчиком.


Коллеги встречно и оперативно определили набор опций для руководителя, который помогает находиться в позиции заказчика:


Наибольший управленческий потенциал для опережающего развития и точку приложения ресурсов и финансов коллеги увидели во взаимодействии со студентами, управлении образовательными программами и технологическим потенциалом организации. Что не удивительно, ведь они позволяют поднять на высокий уровень работу с профессиональным развитием студентов, “поставить их на крыло”.


Требуется не так много времени, около трёх лет целенаправленной работы, чтобы получить репутацию организации, в которой профессиональное развитие происходит на высоком уровне. Но, как отметили участники модуля, мало достигнуть лидерской позиции, важно её удержать. И это тоже одна из важнейших компетенций руководителя - видеть на несколько шагов вперёд и определять, каких действий потребуют результаты принятых решений.


Об этом редко говорят открыто, но на программе нам удалось провести доверительный диалог с экспертами “из своих” - неожиданный формат обучения, который стал площадкой для диалога с самых разных точек зрения, бюджетов, масштабов и регионов. Секретами того, как сохранить высокие темпы опережающего развития, делились приглашённые в качестве экспертов программы директоры колледжей Красилова Ирина Николаевна, Нерсес Владимирович Нерсесян, Рысева Светлана Борисовна и Артюшкина Татьяна Николаевна.

Непростым для проектирования оказался вопрос:

Какими через пять лет будут наши организации и коллективы, чтобы привлекать и притягивать к себе людей?

Он не из тех, на которые можно ответить быстро. Тем более, что ответ на него нужно искать и внутри организации, и за ее пределами. Что в свою очередь влечёт необходимость сформировать запрос на исследования региональных и отраслевых команд. В открытом диалоге коллеги выделили такие объекты, как горизонт развития компаний работодателей, их кадровая потребность, кадровая политика и желаемый результат взаимодействия. И мы обязательно включим их в предстоящее исследование.


В поисках практик, которые могут дать 300% активов для опережающего развития мы обратились к диалогу с работодателем и опыту корпоративного образования. Своими кейсами с участниками делились Антипина Ольга Феликсовна, директор “Первоуральского металлургического колледжа”, Красавин Алексей Эдуардович, руководитель проекта отдела развития отраслевых центров компетенций Корпоративной Академии Росатома и доктор Керстин Зайзе, координатор международных проектов Учебного и технологического центра г. Лейпциг.

Обсуждение кейсов переросло в глубокий анализ требований к работодателям и образовательным организациям, к наставникам и системам оценки. Выделяли, что важно взять профобразованию из корпоративного обучения в эффективное применение. В итоге лидирующими практиками стали:

  • система оценки

  • реакция на внешние факторы

  • гарантия качества обучения

  • дуальная система обучения

В качестве ещё одного драйвера, который может дать 300% активов для опережающего развития были выделены федеральные проекты. Мы не могли оставить без внимания это направление и пригласили для диалога руководителя Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий Клиндухова Ивана Викторовича совместно с координатором проекта от команды “Карьера в России” Репиной Ольгой Константиновной.


Иван Викторович отметил, что модель креативных индустрий реализуется не только для профильных колледжей, она прекрасно может “упаковать” любую отрасль: создать контент для колледжа, его партнёров, наполнить социальные сети качественными постами, видео, анимированными гайдами и погружающими в профессию роликами. Большое внимание в концепции креативных индустрий отведено взаимодействию со студентами: именно с ними и для них создаётся проектно-продюсерский центр. В нём колледж сопровождает и поддерживает идеи студентов, выступая в качестве продюсера и одного из заказчиков на их продукт или помогая в написании грантовых проектов.


Два с половиной дня очного модуля были посвящены отбору лучших практик, и к финалу третьего пришло время для фокусировки, выявления только тех инструментов, которые обладают высокой доказанной эффективностью и применимы нашими участниками в их дорожных картах. Финальный день модуля продолжил процесс заземления объединением коллег в отраслевые команды для обсуждения производных от их специфики задач.


И в них действительно наблюдаются серьёзные различия! К примеру, аграрная отрасль считает приоритетом подготовку узкопрофильных кадров по перспективным направлениям, включение аграрных образовательных учреждений в перечень сельхозпроизводителей, привлечение молодёжи в сельскую местность и непрерывное агробизнес-образование. В то время как многопрофильные колледжи сфокусированы на создании непрерывной системы образования (школа-колледж-ДПО), развитии межрегионального сетевого взаимодействия для проектной деятельности и взаимообогащения материально-технической базы (т.к. в силу широкого профиля не могут позволить себе содержание достаточной материально-технической базы для каждого направления), подготовки универсальных многопрофильных специалистов и цифровизации работы с кадрами и студентами.


Не случайно было принято решение, что финальные дорожные карты опережающего развития каждой образовательной организации в отдельности, по итогам программы, будут представлять вместе с директорами их заместители, ведь развитие компетенций руководителя влечёт за собой включение его команды.

Так выдержала ли четырёхдневная программа "с 9 до 18" конкуренцию с Сочи, солнцем, морем? Давайте спросим у наших участников:

“Онлайн не может заменить наши занятия в Сочи, когда вопросы по существу возникают здесь и сейчас, и ответы на эти вопросы ты получаешь не готовыми, а путём проектной работы”
“Я только здесь, в Сочи, начала понимать, зачем на консультациях с трекерами мы заполняли таблицы”
“Внутренне есть больше понимания о глобальности работы”
“Здорово, что смогли по-существу пообщаться и с трекерами, и с Сергеем Сергеевичем Гилем, и с Сергеем Евгеньевичем Галактионовым, и услышали спикеров. Не хватило общения по отраслям. Сначала хотелось, чтобы нас распределили в отраслевые команды раньше, но потом поняли, что могли быть ещё не готовы для серьезных отраслевых дебатов”
“Спасибо лидеру обучающей программы Сергею Гилю за то, что тактично, но безоговорочно смыл с нас слой привычностей, за формат работы, при котором побыть в пассивности не получалось, а быть активным - не ломало, за то, что ввергнул нас в сотворчество. Спасибо всем коллегам нашей большой страны за нереальный эгрегор и чувство плеча! Надеюсь, мы сможем быть пилотами опережающего развития!”

Эти результаты в будущем перейдут в точный и лаконичный список практик опережающего развития и запросы на глубокую исследовательскую работу на следующем этапе программы.

А мы пр